Полезные статьи для самостоятельного путешествия по Кавказу

Старые обычаи и традиции

В Дагестане проживает большое количество малочисленных народов, которые отличаются своими неповторимыми особенностями в области культуры, языка, межличностных отношений. Каждый народ с большим интересом относится к традициям и обычаям своих предков, старается познать все их тонкости. Это необходимо для более глубокого осознания общедагестанской культуры.
Каждый представить данной нации с особым трепетом относится к формированию собственного мировоззрения, которое с самого детства базируется на обычаях Дагестана. Старшее поколение с большой серьезностью следит за сохранением и передачей всех тонкостей традиций Дагестана, а также за тем, чтобы их суть не искажалась, а передавалась в подлинном смысле. Каждая из них – это уникальное отражение менталитета народа, его мировосприятия и национального духа.
Особенно интересными для изучения других наций являются семейные традиции Дагестана. Вообще семья для этого народа – это священное понятие, которое базируется не только на кровном родстве, но и на духовном единении. Представители каждого народа, даже не являясь родственниками по крови, все равно считаются братьями и сестрами, носителями единого культурно-этнического духа. 


Почитание старших
Одной из самых главных черт дагестанского народа является уважение и преклонение перед старшим поколением. Для горцев старший по возрасту – это поистине мудрый представитель, обладающий неоспоримым авторитетом среди соплеменников. Как правило, он – живое воплощение культурной и исторической памяти нации, а также хранитель исконных традиций, обычаев, обрядов и т.д.
Ни одно дагестанское мероприятие не проходит без аксакала – почтенного и уважаемого представителя старшего поколения. Именно за ним в любом споре или конфликте остается последнее слово, которое не подлежит изменению. Большинство таких лиц в каждом народе наделяется ролью учителя младшего поколения. Им подлежит передача накопленного опыта в плане ведения хозяйства, охоты, ухода за животными дела и т.д. Аксакалы с большим удовольствием выполняют эту функцию, воспитывая в детях не только хозяйские навыки, но и нравственно ставя их на жизненный путь.

Гостеприимство
Черта гостеприимства воспитывается в дагестанцах с самого детства. Каждый ребенок должен без промедления и сомнения быть готовым поделиться всем, что имеет, встретить гостя по всем правилам радушия. Прием даже нежданного гостя – это обычное дело в любое время суток. В семье на этот случай всегда должен быть готов обед, который состоит из тех же продуктов, что и для членов семьи. Более того, когда дагестанская семья садится трапезничать, каждый из членов должен часть своей порции отдать потенциальному гостю, который далеко не всегда появляется в доме. Однако его тарелка должна быть наготове. 

Рождение ребенка
Появление на свет младенца – самое радостное событие для всех жителей аула. К нему готовятся в течение нескольких дней, подготавливают место для новорожденного, подбирают ему воспитателя среди старейшин, собирают яства для празднования события.
Тому, кто первый донесет до отца ребенка новость о его рождении, полагается подарок, который также приготавливается родственниками заранее. Это может быть нож, бутыль, ремень для мальчика или мужчины. Или пояс, гребень, платье для девочки, женщины.
В день рождения малыша по обычаю Дагестана устраивается всеобщее гуляние на территории проживания малыша. На протяжении нескольких дней хозяева дома должны угощать односельчан, развлекать их и веселиться вместе с ними. Гости же, в свою очередь, преподносят родителям и старшим родственникам дорогие подарки.

Наречение именем
Традиция Дагестана нарекать именем имеет особое значение в судьбе новорожденного и проводится она в первые 3 дня после рождения. Для этого приглашается аксакал, который выполняет следующий обряд: в правое ухо младенца говорит слова Азана, которые посвящают ребенка в мусульманскую веру. А уже в левое произносится Именат (имя выбирается им заранее). Далее ротовую полость малыша смазывают сладкой водой или кладут финик. Это действие дарует ему сладкую и счастливую жизнь.

Праздники и свадебные традиции
Говоря о национальных обычаях, нельзя обойти стороной праздники и дагестанские свадьбы. Дагестанцы обычно отмечают их сообща. Издавна на такие мероприятия в крупные селения приходили жители небольших окрестных аулов. Праздники помогали еще раз ощутить общность всех присутствующих, сплотить их.
К торжествам относятся, прежде всего, религиозные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, и светские: Навруз Байрам и т.д. (праздник весны с языческими корнями, приуроченный к весеннему равноденствию, в это же время (21 марта) празднуется и День первой борозды). В отдельных горных районах существуют специфические праздники. Например, День воды, который празднуется 1 мая. Это, в основном, праздник женский – девушки умываются из родника, просят у природы красоты и любви в будущей семье.
Свадебные традиции в Дагестане практически не менялись на протяжении веков. Ни одно подобное торжество не обходится без музыки, танцев, роскошного угощения. Причем свадьба всегда отмечается широко, сюда могут прийти все желающие. Как только ребенок еще только появился на свет, его родители уже начинают подготовку к его будущему торжеству. Копятся деньги, приданое, а значит, на тот момент, когда сын или дочь решают завести семью, у их родни хватает средств для того, чтобы сделать свадьбу поистине роскошной.
Согласно обычаям, в первый свадебный день музыка встречает всех гостей, а сам праздник проходит в доме невесты. Официальное же бракосочетание отмечается лишь в день свадьбы жениха, которая играется в его доме на следующий день, либо через несколько дней, туда привозят невесту с подарками и приданым.

Приучение к трудолюбию
Труд для каждого горца – важнейшее дело в любом возрасте. Именно поэтому среди народов Дагестана существует негласное правило приучать каждого ребенка с трехлетнего возраста к труду разного вида: пасти овец, доить коз, косить траву и т.д. Трудится горец не только для обеспечения себя и семьи материальными благами, но и для закалки собственного характера. Для этого отец семьи постоянно берет сыновей на разного рода работы, а матери привлекают дочерей к домашним делам: приготовлению пищи, уходу за стариками и мужчинами, ведению домашнего хозяйства.

Побратимство
Данный обычай имеет древнейшие корни. Обычно обряду побратимства подвергаются мужчины, которые дают зарок стать кровными друзьями на всю оставшуюся жизнь. Проходить данный обряд может двумя путями: устной клятвой в верности друг другу или смешение крови. Для этого каждый из мужчин наносит на своем теле рану и капает кровью в емкость с водой. После этого напиток выпивается обеими сторонами. Такое смешение даровало мужчинам силу, мужество и отвагу.
Вообще, к обычаю побратимства прибегают люди, которых объединяет какая-то серьезная жизненная ситуация. Например, война, совместные подвиги, оказание помощи в сложном положении. Сначала такие отношение перерастаю в дружбу, а уже потом в побратимство.

Братство по молоку
Молочное братство – довольно древняя и распространенная традиция Дагестана. Ее суть заключается во вскармливании младенца молоком неродной матери, которая кроме своего ребенка кормит еще одного. Такие дети становятся братьями по молоку. Считается, что молоко всасывается в кровь и распространяется по телу. Таким путем происходит родство детей.
Вскармливание молоком другой женщины может быть временным, если родная мать в отъезде, или же постоянным.

Куначество
Среди обычаев Дагестана распространен и обычай куначества. Кунак – друг. Стать им может любой человек, прошедший через гостеприимство определенной семьи. Достаточно быть просто гостем в доме, а после по-настоящему сблизиться с его хозяином. Тогда дружеские отношения могут достичь такого уровня, что каждый из кунаков будет готов жертвовать ради друга всеми благами. Более того, среди кунаков распространено правило заботиться о детях в случае гибели главы семейства.
Также среди народов Дагестана существует традиционное куначество. В этом случае кунак передается семье от старшего поколения по наследству. Тогда дружеские отношения семей сохраняются навсегда и считаются священными.

Аманат
 Аманат- это выполнение обещания, исполнение договоров, преданность дружбе и признательность. То есть сохранение вверенного Вам в первозданном виде. В аманаты отдается как имущество, так и люди. Случаи, в которых в аманаты дают человека, связаны с военными событиями в истории Дагестана. Человек, находился в плену у врага в качестве гаранта выполнения данных обязательств. Но стоит понимать, что это не тот самый плен, который приходит в голову. К вверенному человеку относятся хорошо. Следят за его безопасностью и зачастую даже не ограничивают в движении по городу/лагерю. Если сторона, которая дала человека в аманат не выполнила обещание, судьба этого самого человека была печальной. Зачастую его просто убивали. Стоит понимать, что в аманаты давали обычно значимых для общины/государства людей(К примеру Баху Бике-Аварская ханша, отдала имаму Гамзат беку своего младшего сына Булача в качестве гаранта того, что она не будет следовать адатам, а начнет жить по законам шариата и соответственно будет требовать этого со своих подданных).

Кровная месть
Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.
Кровная месть - это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. 

Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.

В настоящее время традиции Дагестана – это истинное культурное и духовное наследие данного народа. Каждая из них по-настоящему уникальна и интересна, способна заинтересовать любого представителя другой нации. Сами дагестанцы с особым трепетом относятся к своим обычаям, чтут их, как и сотни лет назад, передают их из поколения в поколение.